Боглах?

Всяко-разное, не имеющее отношения к пейнтболу и "пейнтбольным" Ирландцам.
Ответить
Аватара пользователя
GreenGo
Форумный боец
Сообщения: 2596
Зарегистрирован: 20 май 2010, 13:31
Контактная информация:

Боглах?

Сообщение GreenGo »

Это боглах! Кельтский обычай, который и кровавым-то нельзя назвать лишь потому, что, когда человека топят в болоте, то, натурально, кровь при этом не проливается. Боглах практиковался везде, где селились кельты. При основании нового кельтского поселения перво-наперво вырывался огромный котлован, который постепенно заполняли грязью и сточными водами: со временем на его месте сам собой заводился boglach, что на гэлик и означает “болото”. Основным и единственным вершителем боглаха был друид. Сейчас принято идеализировать друидов; дескать, гармония с природой, голоса трав, силы Луны и прочее. Но на самом деле рядовой кельтский друид день-деньской прохаживался по поселению с деревянной колотушкой, с интересом поглядывая на дома соплеменников. Те знали: друид мог зайти в любой дом и просто сказать “Собирайтесь! Боглах!”: и жители беспрекословно (sic!) выходили на улицу и шли вслед за ним по направлению к ближайшему болоту. Там друид и вершил свое нехитрое таинство. Поэтому друидов боялись: они могли сделать боглах кому угодно, даже королю Ирландии – и делали иногда – а друидам боглах делать было нельзя ни в коем случае. В этом страхе, кстати, и кроется причина того, что христианство так легко прижилось на Зеленом Острове: когда Св. Патрик прибыл в Ирландию, жители поначалу решили, что он всем будет делать боглах, но на всякий случай понастроили побольше болот. А Патрик и не думал никому делать боглах, отчего быстро стал популярнее друидов, придерживающихся устаревших взглядов. Вскоре друиды дождались: боглах был официально проклят церковью и изжит.
Не стоит, однако, считать, что в боглах приносились только человеческие жертвы. Было обычным делом в преддверии особо лютой зимы уничтожать в болоте зимние запасы зерна, корнеплоды, топить лучших коров племени. Когда коров для боглаха не хватало, приходилось воровать у соседей; все знают, например, “Угон быка из Куалнге” – сказание, где рассказывается именно о таком случае… К советам мудрых друидов всегда прислушивались: они знали, когда, скажем, следовало утопить в болоте свиней племени, а когда можно было ограничится полугодовым запасом картофеля. Перед началом посевов обычно несли в боглах зерно; в канун сбора урожая выборочно уничтожались мотыги и лопаты (как правило, самые лучшие). Внезапная волна интереса к кельтской культуре в середине XIX века привела к печально изестному Картофельному Голоду 1845 года – посредством, как вы догадываетесь, бездумного и беспощадного боглаха. Бездумного потому, что в раннекельтские времена он был, как это не дико звучит, экологически и морально оправдан: уничтожая запасы продовольствия, друиды разумно регулировали популяцию населения, а погребая в боглахе лучшие вещи, оружие и керамику, друиды опосредованно искореняли в соплеменниках гордыню и излишнюю привязанность к вещам сего мира. В эпоху гуманизма, как вы понимаете, боглах уже не оправдан ничем.
Наконец, в канун войны боглах не стихал круглые сутки, и друиды работали посменно: в болоте топились колесницы, боевые кони, доспехи, оружие и лучшие воины племени. После чего некоторые историки упоминают, что кельты сражались голыми, “…наводя ужас на своих врагов”. Англы и саксы, без труда потеснившие бриттов, еще упоминают о боглахе, который те переняли, очевидно, у коренного населения Англии; но наиболее яркие свидетельства древнего обряда приводит Плиний (Старший) в своем трактате о римских войнах: “Они [кельты] не накапливают оружие и не учат мужчин воинскому делу. Напротив, копья и мечи в большом количестве сносят они к краю торфянников, где и погребают под унылое пение жреца; и более того, двоих из каждых троих воинов они оглушают ударом в голову и кидают умирать в болоте, забрасывая грязью еще живые тела. Таким образом подготовившись к войне, кельты сжигают свои дома и уходят в лес, где сами собой медленно погибают от голода и холода”. Столкнувшись с боглахом, римская армия была деморализрована, и завоевание Британики шло уже не так гладко… Позднее, вспоминает Плиний, кельтские отряды тоже несколько раз продвигались в глубь Пиринейского полуострова, но не могли закрепиться на одном месте, потому что почва в Италии была каменистой, а болота – крайне редкими. Огромное изобилие захваченных трофеев тяготило кельтских воинов, друиды лютовали и настаивали на возвращении домой. Особенно широкий размах боглах приобрел на континенте, в Арморике (нынешняя Бретань). Фатально-обреченное отношение к смерти, столь характерное для бретонцев, и выражение “все там будем” пошло именно оттуда; в свете вышеизложенных фактов стоит задуматься: а “там” – это где?
Надо заметить, что, помимо кельтских племён, боглах, пусть и под другим названием, был распространен у многих отсталых народов Севера. Так, у эскимосов Аляски он до сих пор практикуется и называется “потлач”. При возгласе “потлач!” каждый мужчина племени должен бросить в костер самую ценную вещь, которая у него есть: добротную острогу, лук, лыжи, тюленью шкуру… Немудрено, что племена эти исчезают с лица Земли гораздо быстрее, чем те, где боглах не встречается. И, кстати, именно локальная форма боглаха стала причиной вымирания викингов, колонизировавших Гренландию. Есть сведения, что боглах был и у североамериканских индейцев.
Сегодня благодаря боглаху современные археологи получили практические неисчерпаемый (в прямом смысле слова) слой самых разнообразных находок того времени. Тут и оружие, и предметы утвари, и человеческие останки, заботливо сохраненные торфянником. Среди наиболее значимых находок – знаменитый котел из Гундесрупа, найденный в болотах Дании, изготовленный из серебра, покрытого позолотой. Судя по размеру котла, в боглах его ввергали несколько человек – как минимум, пятеро…
Люди могут забыть, что вы сказали. Могут забыть, что вы сделали. Но никогда не забудут, что вы заставили их почувствовать. ไม่เป็นไร
Ответить